Как и в любом виде искусства, в фотографии композиция имеет важное значений. Она - призвана подчеркивать красоту, необычность, передать настроение и атмосферу зафиксированного момента.
Композиция в фотографии — объединение отдельных элементов изображения в единое художественное целое, в котором наиболее ярко раскрывается сюжет, смысл произведения. Композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов композиции. В отличии от остальных видов искусства, автор в меньшей степени вмешивается в реальность изображаемого, ловя необходимы по смыслу момент жизни.
Как и в прочих видах, в фотографии существуют свои выразительные средства. Это не могут быть линии, штрихи, пятна, мазки сами по себе, так как объекты уже существуют в реальности со своей формой и текстурой, но и они неизменно присутствуют в завершенной композиции. Фотограф сам помещает объект съемки в наиболее выгодные условия для передачи характера, смысла, настроения или же фиксирует неожиданно выгодный момент из жизни, превращая его в произведение искусства. Поэтому выразительными средствами фотографии являются: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.
Ракурс и точку съемки выбираю соответственно замыслу ориентируясь на горизонт (воображаемую линию проходящую на уровне глаз смотрящего). Желая передать высоту и монументальность объекта съемки, небесную высь, фотографируют снизу, занижая горизонт. А при передаче большого пространства, даль и глубину - напротив горизонт завышаю. Так же поступают при съемке объектов крупным планом сверху.
Колорит, тональность и освещение продиктованы обычно конкретной задумкой автора. Не будет теплых красок в фотографиях морозных дней, льда, как в летний день предметы наполнятся солнечным теплом. Иначе возникнувшее противоречие помешает правильному восприятию зрителя. Освещение выбираю с учетом того, что в любом случае тень на снимках всегда будет глубже чем в реальности. Для передачи объема и глубины снимка удачно используют рефлексы от близлежащих объектов и фона. Так фотографируя объекты на белой или светлой основе, получаем удачный полусвет снизу, что способствует рельефности, объемности снимка. Удачно строятся композиции на контрасте цвета и тона. Существуют приемы фотографирования натюрмортов, тела человека, когда яркий свет выхватывает предметы из полумрака, образуя глубокие тени. Температурой освещения при этом можно подчеркнуть колорит самих объектов: теплым объектам - теплый свет, холодным по тону - холодный. Противоположные решения могут привести к неудачному смешению цветов. Например холодный свет придает человеческому телу определенной мертвенности .Возможно подобный эффект может быть продиктован задумкой автора, как в случае с замороженными фруктами покрытыми инеем.
Важным является расположение объектов на снимке относительно друг друга и относительно самого кадра. Оно подчиняется ряду общих изобразительных законов, основе которого лежит понятие золотого сечения и гармонии пропорций. Человек как и вся природа стремится к гармонии и равновесию, подчиняясь этому стремлению созерцая снимок он легко фокусируется в определенных точках, затем и воспринимая все изображение в целом.
Основные правила:
Золотое сечение определяется гармоническое соотношение пропорций как
На пересечениях полученных линий и будут находится центры подсознательного внимания человека. Помещая в них доминирующие объекты (центральные смысловые фигуры композиции), мы усиливаем их значение. Располагая линию горизонта в соответствии с этим правилом, мы получим деление плоскости снимка на гармонично пропорциональные части, которое не вызовет неприятных или неуютных ощущений у зрителя. Правило третей - это упрощенный вариант золотого сечения, ведь при фотографировании в визире нет расчерченной таблицы и фотограф ориентируется на свое восприятие. Так приблизительно изображение делится на 3 части по горизонтали и вертикали и доминирующий объект смещается от центра композиции. Исключения составляют случаи фотографирования симметричных объектов, монументов, фасадов высоких зданий, когда композиция строится вокруг стремящихся ввысь ритмов.
Правило Диагоналей предполагает акцент на ритмичной направленности линий в снимке, стремление их по диагонали изображения, что подчеркивает динамику сюжета. Используя естественные объекты подчеркивающие перспективу (мосты, тропинки, береговую линию) и располагая их подчеркивая диагональ, легче передать и глубину пространства снимка. В случае съемки движущихся по дороге объектов лучше выбирать ракурс так чтобы дорога удалялась с лева на право (точка схода перспективы справа), а объект движущийся на зрителя шел с права на лево. Так же следует оставлять больше пространсва перед объекто, по ходу его движения. Аналогично следует поступать снимая людей, животных, здания.
Правило диагонального Золотого сечения строится на следующей схеме. Центры внимания в этом случае находятся не конкретно в пересечении диагональных линий а приближенно к ним. Важен так же характер ритмов самого изображения, сонаправленности динамических линий.
Так фотографируя объект целиком не следует помещать его в нижнюю часть снимка, в подобном случае потеряется ощущение глубины пространства отделяющего его от зрителя. Имеет смысл оставлять больше места от нижней части объекта фотографирования до нижнего края снимка, чем от верха предмете до верхнего края снимка.
Главный объект снимка не должен сливался с фоном. Необходимо его выделить, используя освещение и тень, выбирая контрастный цвет фона или не большую глубину резкости, когда сам объект фотографирования четкий а задний план размыт. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра. При съемке одного объекта, следует выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя.
Следует включать вспомогательные объекты на передний или дальний план, создавая глубину пространства.
При фотографировании людей и животных, избегая искажения их пропорций, следует размещать фотоаппарат на уровне глаз фотографируемого. Исключая случаи когда сюжетный замысел фотографии предполагает зафиксировать особый характер, подчеркнуть рост фотографируемого. В портретных снимках изображение будет более гармоничным если край обреза фигуры не будет совпадать с сочленениями рук и ног. Фотогрфируя людей на фоне деревьев следует следить чтобы ветки не создавали впечатление единого целого с объектом сьемки, изменяя смысл снимка.
Более интересными являются ракурсы предметов в три четверти, а не во фронт объекта. Так подчеркивается его объемность, трехмерность окружающего пространства.
Включение в кадр нечетного числа одинаковых предметов может подчеркнуть перспетиву, пространственность. Один или три объекта лучше, чем два или четыре.
Удачных снимков, уважаемые читатели!
Ярешко Марина, дизайнер студии
Комментарий (0)